События


11.06.2016: Паломническая поездка в монастыри костромской губернии.

"К животворящим истокам святой Руси"  или "царским путем"- так называлась паломническая поездка, организованная приходским историко-краеведческим обществом и паломническим центром "Православные обители", которая состоялась с 11 по 13 июня. Духовным руководителем поездки был настоятель нашего храма протоиерей Василий Голованов.  

Именно из этих мест, из родового гнезда инокини Марфы (Ксении Шестовой - матери царя Михаила) был призван на царское служение юный царь Михаил Романов. Первым монастырем на нашем пути стал Феодоровский монастырь г.Переславль-Залесского. Он назван в честь великомученика Федора Стратилата и основан в 1304 г. Мы поклонились чтимой иконе вмч.Федора Стратилата и чудотворной иконе Божией Матери Андрониковская. Икона находится в деревянном киоте с ящичком, куда просящие кладут записочки. Все, с верою притекающие, получают просимое. 

Поскольку наша поездка началась 11 июня, в день схождения на Сахотское болото Ростовской земли Животворящего Креста то, конечно же, вторым монастырем стал монастырь во имя Сошествия Животворящего Креста Господня на Никольском погосте. Именно здесь в 1423 г. на нерукотворный холм сошел Крест и икона Святителя Николая. В годы гонений(в 30-е гг ХХ столетия) Крест, который шестьсот лет находился на этом месте, был спрятан в храме села Годеново. Последние двадцать лет это село притягивает к себе весь православный мир, где в церкви во имя Иоанна Златоустого пребывает Крест. Наша группа естественно хотела приложиться к этой святыне, однако насыщенная программа нашей поездки и нехватка времени, не позволила нам задержаться в Годеново. О. Василий благославил нас быть в этот день там, где сошел Крест. Мы отправились в деревню Антушково, где основан монастырь в честь этого события и пребывает копия Животворящего Креста. Все, кому довелось посетить это место, отмечают особую благодать, которая здесь изливается и от которой не хочется уезжать. "Кресту Твоему поклоняемся Владыко..", - пели мы, покидая Никольский погост и сколько могли оглядывались на дивный холм с возвышающимся над ним храмом.

Поздним вечером наша группа прибыла в Кострому, в Богоявленско-Анастасиин монастырь, где находится чудотворный образ Божией Матери Феодоровская. Сама игуменья монастыря матушка Иннокентия (Травина) вышла нас встретить, чтобы провести экскурсию по монастырской территории и храмам обители - кафедральному собору, собору Богоявления Господня и церкви Смоленской иконы Божией Матери.

Основан Богоявленский монастырь в 1426 г. родственником и учеником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой Костромским. Его мощи пребывают под спудом в подклете кафедрального собора. Монастырь стоит на месте трех древних обителей -мужского Богоявленского и двух женских - Крестовоздвиженского и Анастасиина. Последний монастырь особо любила посещать и делать щедрые дары первая царица из рода Романовых, супруга царя Иоанна IУ - Анастасия Романова. В Смоленском храме мы приложились и поклонились чудотворной иконе-фреске  Смоленско-Костромской Божией Матери, которая при советской власти была осквернена и не подлежала реставрации, но произошло чудо и под рукой верующей ученой-реставратора фреска ожила и явила свой лик. Затем матушка Иннокентия провела нас в собор Богоявления Господня, где хранятся величайшие святыни - складень мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы, крест-мощевик с частицами 278 святых. В кафедральном соборе мы поклонились главной святыне земли Костромской - чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, известной с ХII в. и бывшей молельным образом святого благоверного Великого князя Александра Невского. Именно этим образом Пресвятой Богородицы инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила Романова; перед ней он принес в 1613 г. царский обет верности Отечеству, Православной церкви и русскому народу.

На следующий день наша паломническая группа отправилась в костромскую глубинку - в Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь. День выдался ненастным, шел дождь, дорога была в таком состоянии, что автобус, который нас вез, сломался. Было принято решение любым способом добраться до находящегося в  трех-четырех километрах села Сусанино и просить о помощи. Добравшись до Сусанино, мы увидели величественную колокольню церкви Воскресения, в которой сейчас расположен сусанинский краеведческий музей. Интересная деталь - именно эта церковь изображена на картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели". В музее представлена интересная экспозиция, посвященная подвигу уроженца этих мест Ивана Сусанина. И опять событие, связанное с царской династией Романовых! Когда мы смогли двинуться дальше, наш путь пролег через вековую костромскую тайгу, мимо знаменитого Исуповского болота, куда Иван Сусанин завел на верную гибель отряд польско-литовских захватчиков и погиб сам. В честь этого события на кромке болота установлен базальтовый валун - памятный знак в честь этого события. Через некоторое время мы прибыли, наконец, в Макариево-Писемский монастырь.

Обитель основана примерно в конце 90-х гг. ХIУ в.преподобным Макарием - учеником преподобного Сергия Радонежского и расположена на берегу небольшой и тихой лесной речки Письмы. На возвышенности над изгибом реки преподобным Макарием была воздвигнута небольшая церковь в честь Преображения Господня; рядом расположились братские кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь - одна из обителей того края Святой Руси. которая простиралась по притокам рек Костромы и Сухоны и именовалась в конце ХIУ в.- нач. ХУ в. "Северной Фиваидой." В середине 80- х гг. ХУШ в. деревянный  Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел. При этом было явлено чудо, как отмечали очевидцы: "над могилой старца не только не заметили  горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, это место было покрыто необыкновенной росой." Мы прошли в отстроенный в ХУIII в. новый деревянный храм и поклонились мощам преподобного Макария, а затем прошли в каменную Спасо-Преображенскую церковь, воздвигнутую в 20-х гг. ХIХ в. в стиле классицизма. Один из приделов церкви посвящен преподобному Макарию Писемскому и преподобному Павлу Обнорскому, который несколько десятков лет был его верным сподвижником. Молитвами и заступлением преподобного Макария, храм на реке Письма никогда не закрывался и все его убранство и намоленные иконы осталось нетронутыми.  В советское время обитель подлежала закрытию из-за того, что многие деревни, окружающие монастырь стали исчезать и число прихожан резко сократилось. Но в 90-е гг. ХХ в. началось духовное возрождение в России и сюда была назначена настоятельницей монахиня Ангелина (Травина), сейчас пребывающая в схиме и нареченная Макарией. Ее трудами и трудами сестер был восстановлен деревянный храм над над святыми мощами преподобного Макария, возрожден находящийся близ храма колодец, ископанный самим основателем обители и сделано многое другое. Мы посетили в келье схиигуменью Макарию, которая нас помазала святым маслицем от мощей преподобного и каждого благословила.

На обратном пути в Кострому мы посетили еще два монастыря - Иаково-Железноборовский и монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, который основан на месте родовой вотчины инокини Марфы - села Домнино. Мы приложились к копии мироточивой иконый Царя-стростотерпца. Эта икона особенна дорога прихожанам нашего храма, т.к. именно в нем с 14 ноября 1998 г. по 27 марта 1999 г. находился мироточивый образ Царя-страстотерпца и поэтому посещение монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев придало нашей поездке особое значение. Наполненные благодатью от соприкосновения со святынями земли Костромской, мы вернулись в Кострому, чтобы на следующее утро присутствовать на Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиионом монастыре. Приложившись еще раз к чудотворному Феодоровскому образу Пресвятой Богородицы, мы отправились поклониться еще одной святыне - Тихвинской иконе Божией Матери, которая находится в Ипатьевском монастыре г. Костромы.

Ипатьевский монастырь основан в начале ХIУ в. в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского. В 1613 г. укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. С этой обители началось 300-летнее царствование Дома Романовых. Поэтому монастырь часто называют "колыбель Дома Романовых".

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь хранит одну из наиболее чтимых святынь костромской земли список чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери, который по преданию написал святитель Петр, митрополит Московский. Она была принесена в Кострому в 1613 г. посольством Земского собора, возвестившем боярину Михаилу Романову о его избрании на царский престол. В 1619 г. этот образ был подарен царем Михаилом Ипатьевской обители. Наша паломническая группа вместе с нашим духовным руководителем о. Василием пропела архангельское приветствие Божией Матери, все мы приложились к образу и были помазаны батюшкой святым маслом. Затем мы направились в  церковный историко-археологический музей, находящийся на территории монастыря. Коллекция музея включает в себя подлинные шедевры церковного искусства - древние иконы в драгоценных окладах, тончайшей ювелирной работы богослужебные сосуды, пелены, облачения, многие из которых вышиты царицами. Воочию убеждаешься, каких высот достигают творческие способности человека, когда они употребляются на прославление Господа.

В завершении нашего трехдневного паломничества по святым местам костромской земли мы посетили еще Храм Воскресения Христова и Знаменский женский монастырь. 

О великолепии храма Воскресения на Дебре можно говорить только в превосходных степенях.Он был построен в середине ХУII в. на пожертвования костромского купца Кирилла Исакова и возводили его ярославские мастера. Расписан храм знаменитыми костромскими иконописцами Гурием Никитиным и Василием Ильиным.  Церковь построена в стиле русского узорочья и своей яркой декоративностью, нарядным, жизнерадостным обликом восхищает всех. Внутри стены расписаны "бриллиантовым рустом", украшены поливными изразцами и великолепной каменной резьбой с изображениями растений, птиц. В приделе великомученицы Екатерины наша группа поклонилась чудотворному образу Смоленской иконы Пресвятой Богородицы с пением архангельского приветствия, а затем мы перешли в придел Трех Святителей. Росписи этого придела более всех сохранили свой первоначальный вид и расписаны знаменитым Гурием Никитиным. В нем сохранился великолепный пятиярусный иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами, в то время как в центральном приделе иконостас 80-х гг. 19 века с включением в него фрагментов прежнего  иконостаса. Помолившись перед древним образом  святителя Николая и прочитав ему молитву, наша группа перешла в расположенный рядом самый молодой в Костромской земле монастырь - Знаменский. 

            Он был устроен в 1993 г. при Знаменской церкви Воскресения на Дебре. В 1913 г., в дни празднования 300-летия Дома Романовых, Знаменскую церковь посетила императорская фамилия. Игуменья монастыря Людмила (Трапезникова) рассказала нам об истории создания монастыря, его святынях. Мы приложились к чтимой иконе Знамения Божией Матери и попросили благословления матушки Людмилы на благополучной возвращение домой. Покидая Кострому, и, посетив шесть монастырей, каждый из нас благодарил Господа за возможность впервые побывать в одном из  центров духовной жизни Руси, в котором своими подвигами и трудами просияли более тридцати угодников Божиих, а нам прикоснуться к животворящим истокам Святой Руси.
                       
  
  
  


09.06.2016: Престольный праздник Вознесения Господня.

9 июня 2016 года в храме Вознесения Господня города Москвы по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил праздничную Божественную Литургию в престольный праздник храма Высокопреосвященнейший митрополит Валентин (Мищук)  в сослужении прот. Василия Голованова, настоятеля храма Вознесения Господня на Гороховом поле, прот. Сергия Точеного, настоятеля храма апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе, прот. Иоанна Каляды, настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех,  прот. Сергия Горшкова, клирика храма Вознесения Господня на Гороховом поле, протодиакона Александра Моисеенко, клирика храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортово, диакона Владислава Ярмошенко, клирика храма Вознесения Господня на Гороховом поле, диакона Владимира Минаева, клирика храма Вознесения Господня на Гороховом поле. По окончании Богослужения Высокопреосвященнейший Митрополит Валентин обратился к молящимся со словом назидания и передал всем благословение от Святейшего Патриарха Кирилла.

  

              

  


08.06.2016: Всенощное бдение под Престольный праздник Вознесения Господня.

8 июня в канун праздника Вознесения Господня Высокопреосвященнейший  митрополит Валентин (Мищук) совершил Всенощное Бдение в храме Вознесения Господня на Гороховом поле города Москвы в сослужении прот. Василия Голованова, настоятеля храма Вознесения Господня на Гороховом поле.

 



Архив событий

2017123456789101112
2016123456789101112
2015123456789101112
2014123456789101112
2013123456789101112
2012123456789101112
2011123456789101112