События


26.02.2019: Встреча в нашем храме настоятеля с преосвященным Митрофаном, епископом Умбским в сопровождении зам. министра спорта РФ и сотрудника мин. спорта.

   По благословениюВысокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Истринского, Первого Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Управляющего Центральным Викариатством г. Москвы
26 февраля в 13.00 настоятель храма Вознесения Господня на Гороховом поле г. Москвы встретил преосвященного Митрофана, епископа Умбского в сопровождении заместителя министра спорта РФ Новикова Павла Владимировича и сотрудника министерства спорта Баранова Антония Юрьевича. Настоятель ознакомил Владыку с храмом, его историей, а затем пригласил на трапезу. Владыка Митрофан является председателем комиссии по спорту Московского Патриархата.

17.02.2019: День мученической кончины ктитора (церковного старосты) нашего храма Василия Иванова





Му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1869 го­ду в го­ро­де Москве в се­мье куз­не­ца Сер­гея Ива­но­ва. Окон­чив шко­лу, Ва­си­лий стал по при­ме­ру от­ца куз­не­цом. Его куз­неч­ная ма­стер­ская бы­ла по тем вре­ме­нам до­ста­точ­но зна­чи­тель­ной, в ней по­сто­ян­но ра­бо­та­ло око­ло де­ся­ти че­ло­век. Кро­ме то­го, у Ва­си­лия Сер­ге­е­ви­ча был соб­ствен­ный дом в два­дцать че­ты­ре квар­ти­ры, ко­то­рые он сда­вал, что при­но­си­ло ему вме­сте с куз­ни­цей до­ста­точ­ный до­ход. Куз­ни­цей он вла­дел до 1930 го­да, ко­гда стал ра­бо­тать куз­не­цом в ар­те­ли. Но не ма­те­ри­аль­ные сред­ства бы­ли важ­ны для него — за­ра­бо­тан­ные ли то­гда, ко­гда он был до­мо­вла­дель­цем и вла­дель­цем куз­ни­цы, или ко­гда он сам стал на­ем­ным ра­бо­чим-куз­не­цом, — а спа­се­ние ду­ши. Несмот­ря на же­сто­кие го­не­ния, ко­то­рые раз­вер­ну­ла про­тив Церк­ви без­бож­ная власть, Ва­си­лий Сер­ге­е­вич не по­бо­ял­ся стать ста­ро­стой хра­ма.
Узнав, что он не толь­ко быв­ший до­мо­вла­де­лец, но и цер­ков­ный ста­ро­ста, ко­то­рый под­дер­жи­ва­ет свя­зи с вы­слан­ны­ми кре­стья­на­ми, со­труд­ни­ки ОГПУ под пред­ло­гом, что Ва­си­лий Сер­ге­е­вич буд­то бы ве­дет сре­ди при­хо­жан и жиль­цов до­ма контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, 26 мар­та 1932 го­да аре­сто­ва­ли его и за­клю­чи­ли в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, Ва­си­лий Сер­ге­е­вич ска­зал:
— Я, на­хо­дясь в цер­ков­ном со­ве­те, ис­пол­нял обя­зан­но­сти цер­ков­но­го ста­ро­сты. В жиз­ни церк­ви я при­ни­маю ак­тив­ное уча­стие как ис­тин­но ве­ру­ю­щий хри­сти­а­нин.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Нет, не при­знаю.
В ка­че­стве сви­де­те­ля был вы­зван жи­тель до­ма, он по­ка­зал: «Ива­но­ва я знаю с 1916 го­да. Я пе­ре­ехал в этот дом, ко­гда Ива­нов был вла­дель­цем это­го до­ма... Ива­нов че­ло­век очень скрыт­ный, без­услов­но, на­стро­ен про­тив со­вет­ской вла­сти... при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в цер­ков­ных де­лах, его по­се­ща­ют ино­гда по­пы, но боль­ше он сам хо­дит к по­пам»[1].
22 июня 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла Ва­си­лия Сер­ге­е­ви­ча к трем го­дам ссыл­ки услов­но; он был осво­бож­ден из-под стра­жи и вер­нул­ся до­мой. Жил он в то вре­мя в од­ной из квар­тир при­над­ле­жав­ше­го ему ко­гда-то до­ма на Боль­шой Ка­лит­ни­ков­ской ули­це. Рас­по­ло­жен­ный ря­дом с до­мом на Ка­лит­ни­ков­ском клад­би­ще храм был за­хва­чен об­нов­лен­ца­ми, и Ва­си­лий Сер­ге­е­вич был при­хо­жа­ни­ном и чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та хра­ма Воз­не­се­ния на Го­ро­хов­ской ули­це.
Во вре­мя раз­гро­ма Церк­ви в кон­це трид­ца­тых го­дов, ко­гда аре­сто­вы­ва­лись не толь­ко свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­ли, но и мно­гие из ве­ру­ю­щих ми­рян, со­труд­ни­ки НКВД со­ста­ви­ли справ­ку, в ко­то­рой пи­са­ли, что Ва­си­лий Сер­ге­е­вич «сре­ди на­се­ле­ния рас­про­стра­ня­ет контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся в СССР го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство и ско­рой ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти, а так­же про­во­дит де­неж­ные сбо­ры для ока­за­ния ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи вы­слан­ным за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность ду­хо­вен­ству и мо­на­ше­ству»[2].
По этой справ­ке Ва­си­лий Сер­ге­е­вич был 18 ян­ва­ря 1938 го­да аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 28 ян­ва­ря сле­до­ва­тель во вре­мя до­про­са спро­сил:
— Чем вы за­ни­ма­е­тесь в дан­ное вре­мя?
— В по­след­нее вре­мя я, как ве­ру­ю­щий че­ло­век, ис­прав­ляю долж­ность цер­ков­но­го ста­ро­сты в церк­ви на Го­ро­хов­ской ули­це.
— По­че­му вы не участ­ву­е­те в жиз­ни церк­ви, ко­то­рая рас­по­ло­же­на ря­дом с ва­ми, и ока­за­лись... в церк­ви, ко­то­рая рас­по­ло­же­на на про­ти­во­по­лож­ном кон­це го­ро­да?
— Я при­над­ле­жу к те­че­нию пра­во­слав­ных хри­сти­ан, цер­ковь же, рас­по­ло­жен­ная ря­дом со мной, при­над­ле­жит к те­че­нию об­нов­лен­че­ско­му, ко­то­рое я не при­знаю, а по­это­му я ока­зал­ся из­бран­ным в той церк­ви, в ко­то­рой я бы­ваю и ко­то­рую при­знаю.
— У вас при обыс­ке изъ­ят аль­бом быв­шей цар­ской се­мьи Ро­ма­но­вых. Ко­му при­над­ле­жит этот аль­бом?
— Аль­бом с порт­ре­та­ми быв­ше­го ца­ря Ни­ко­лая Ро­ма­но­ва, а так­же и дру­гих чле­нов быв­ше­го цар­ско­го до­ма Ро­ма­но­вых при­над­ле­жит мне.
— В ка­ких це­лях вы хра­ни­ли у се­бя аль­бом с порт­ре­том быв­ше­го ца­ря и чле­нов его се­мьи?
— Я по сво­им по­ли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям яв­ля­юсь мо­нар­хи­стом, что со­от­вет­ству­ет мо­е­му ре­ли­ги­оз­но­му убеж­де­нию, так как Пра­во­слав­ная Цер­ковь ца­ря счи­та­ет по­ма­зан­ни­ком Бо­жи­им; из ува­же­ния к это­му я и со­хра­нял у се­бя порт­ре­ты быв­ше­го ца­ря и чле­нов его се­мьи.
— Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти?
— Со­вет­скую власть я при­знаю, как власть вся­кую, и ей под­чи­ня­юсь.
— Вы пол­но­стью раз­де­ля­е­те ми­ро­воз­зре­ние со­вет­ской вла­сти?
— Пол­но­стью ми­ро­воз­зре­ний со­вет­ской вла­сти я раз­де­лить не мо­гу, по­сколь­ку я че­ло­век ве­ру­ю­щий, а со­вет­ская власть — власть без­бож­ная и от­ри­ца­ю­щая Бо­га.
— Что вы по дан­но­му во­про­су го­во­ри­ли окру­жа­ю­щим?
— Об от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти к ре­ли­гии я с окру­жа­ю­щи­ми ни­че­го не го­во­рил, по­то­му что они са­ми ви­дят, ка­кое от­но­ше­ние со­вет­ской вла­сти к Церк­ви, ре­ли­гии и ве­ру­ю­щим.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся в СССР го­не­нии на ре­ли­гию. Вы это под­твер­жда­е­те?
— Я не от­ри­цаю то­го, что счи­таю: со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти на ре­ли­гию и ве­ру­ю­щих идет го­не­ние, — но об этом я ни­ко­му не го­во­рил, это лишь мои внут­рен­ние убеж­де­ния.
— Вы вы­ра­жа­ли недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью?
— Недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью я не вы­ра­жал.
— След­ствию из­вест­но, что вы сво­им зна­ко­мым го­во­ри­ли, что со­вет­ская власть всех ра­зо­ри­ла. По­че­му вы скры­ва­е­те это от след­ствия?
— Я не го­во­рил, что со­вет­ская власть всех ра­зо­ри­ла.
3 фев­ра­ля бы­ли до­про­ше­ны два жи­те­ля до­ма, в ко­то­ром жил Ва­си­лий Сер­ге­е­вич; они по­ка­за­ли, что он «че­ло­век ре­ли­ги­оз­ный до фа­на­тиз­ма. Сре­ди окру­жа­ю­щих лиц рас­про­стра­нял лож­ные контр­ре­во­лю­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся го­не­нии на ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щих в Со­вет­ском Со­ю­зе. Он го­во­рил: “До че­го мы до­жи­ли, за каж­дое сло­во са­жа­ют в тюрь­му, а по­сле под­вер­га­ют пыт­кам; ес­ли ты ве­ру­ю­щий, то те­бя за это так­же аре­сто­вы­ва­ют и са­жа­ют в тюрь­му, а по­сле вы­сы­ла­ют в от­да­лен­ные ме­ста Со­вет­ско­го Со­ю­за”»[3].
14 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ва­си­лия Сер­ге­е­ви­ча к рас­стре­лу. Кти­тор хра­ма Воз­не­се­ния на Го­ро­хо­вом по­ле Ва­си­лий Сер­ге­е­вич Ива­нов был рас­стре­лян 17 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль».

13.02.2019: Праздник Сретения Господня



«...Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”, – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».

                                                                                                                              Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)


Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. 

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе  «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35). 

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. 

Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

 


Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. 

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. 

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.


Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

 

3 интересных факта о Сретении

 

1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.

2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.

3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Информация с сайта: https://foma.ru/15-fevralya-2013-sretenie-gospodne.html#Sretenie_Simeon

 

 

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

 

3 интересных факта о Сретении

 

1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.

2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.

3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

 


04.02.2019: Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе посетили храм Вознесения Господня на Гороховом поле г. Москвы


Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе и члены организации ''Витязи'' посетили храм Вознесения Господня на Гороховом поле г. Москвы,а также выставку ''Семья Императора'' в Музее Русского искусства в Токмаковом переулке.








03.02.2019: Ежегодное приходское Собрание, которое возглавил настоятель храма - протоиерей Василий Голованов








02.02.2019: Прихожане храма Иоанна Богослова под Вязом г. Москвы посетили храм Вознесения Господня на Гороховом поле







Архив событий

2019123456789101112
2018123456789101112
2017123456789101112
2016123456789101112
2015123456789101112
2014123456789101112
2013123456789101112
2012123456789101112
2011123456789101112